Пасха — Светлое Воскресение Христово — самый торжественный, радостный и великий из всех праздников христианской церкви, древнейший из всех церковных торжеств.
О традициях празднования Пасхи рассказывают предметы XVIII – XXI веков из музейных коллекций: иконы, живописные произведения, пасхальные яйца, витражи.
Особенного внимания заслуживает икона Воскресения с Праздниками XIX века, дробницы которой выполнены в технике эмали. Всего дробниц тринадцать. В центральном клейме изображено Воскресение в виде явления Христова женам-мироносицам. Вокруг представлены клейма с изображением Праздников: Рождество Богоматери, Введение, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Сошествие Святого Духа на апостолов, Вход в Иерусалим, Вознесение Господне, Преображение, Успение Богоматери, Воздвижение. Икона происходит из Знаменской церкви города Суздаля. Возможно, её привезли и вложили в церковь из Ростова, либо сделали на заказ. Аналогов в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника больше нет.
Две другие иконы относятся к одному из поздних вариантов иконографии Воскресения — Сошествие во Ад, с Праздниками — получившему распространение со второй половины XVII века.
Праздник Пасхи послужил сюжетной основой для живописных работ русских художников: Сергея Дмитриевича Милорадовича («Пасхальное утро», 1890) и Виктора Алексеевича Бычкова («Куличи», 1998).
Пасхальные яйца выполнены из различных материалов (серебро, фарфор, стекло, дерево) и разнообразно декорированы. Яйца из фарфора украшены всевозможными способами: от незатейливой росписи позолотой и завитками до детального воспроизведения в медальонах евангельских сцен (Воскресение Христа, Богородица и ангел у раскрытой гробницы). Стеклянные и хрустальные яйца также являют собой настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. При их создании и декорировании использовались самые разнообразные техники: выдувание в форму, алмазная грань, роспись цветными эмалями, льдистыми красками, золочение, ртутное серебрение... Стеклодувы добивались удивительной, необычной цветовой гаммы изделий в технике «нацвет». Малиновый оттенок хрустальных яиц называется «золотой рубин», так как при варке мастер добавлял в стеклянную массу золотую пыль. Изящной гравировкой и позолотой украшены серебряные пасхальные яйца. Такие произведения считались дорогим подарком и высоко ценились.
Сцены из жизни христианской святой Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин, изображены на редких стеклянных витражах конца XIX века. Эти витражи были одними из первых поступлений в музейную коллекцию стекла. Неделя преподобной Марии Египетской отмечается каждый год в апреле и иногда совпадает с днём Великой Пасхи.
Читать далее